Медведева О.В.

ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
(конец XVIII– первая половина XIX в.)

Первой школьной библиотекой Тамбовского края можно считать библиотеку духовной семинарии, которая начала складываться в 1780 г., через год после открытия учебного заведения. В 1786 и 1787 гг. были основаны Тамбовское главное народное училище и Козловское уездное, неотъемлемой составной частью которых изначально являлись библиотеки. В 1811–1836 гг. по мере расширения сети учебных заведений появляются библиотеки при всех остальных светских уездных училищах. Позднее складываются библиотеки духовных училищ, а также светских приходских – в Козлове, Темникове, Кадоме, Спасске, Шацке и Моршанске.Сохранились сведения о библиотеке Александринского института благородных девиц, начавшей формироваться через несколько лет после его открытия (1843). К 1844 г. относится первая информация о нескольких библиотеках при сельских училищах государственных крестьян. Большинство сельских училищ пользовались учебными пособиями от Палаты государственных имуществ и библиотек не имели.

Первоначально каждая библиотека складывалась исключительно из учебной литературы, составлявшей подвижную, или продажную ее часть и предназначенной для продажи либо бесплатной раздачи ученикам. Так, первыми книгами Тамбовской духовной семинарии стали 128 учебников, приобретенных в Комиссии народных училищ, а основу библиотеки Тамбовского главного училища составил один из 25 комплектов учебных пособий, разосланных Екатериной ИII в открывавшиеся учебные заведения. Неподвижные, или фундаментальные, части библиотек, имевшие стабильный и разнообразный по содержанию фонд, складываются позднее, по мере поступления финансовых средств, недостаток которых постоянно ощущался в учебных заведениях рассматриваемого периода. Так, первые светские училища, формально принадлежавшие Главному училищному правлению, на практике полностью зависели от губернского Приказа общественного призрения, который не располагал даже суммами, необходимыми на покупку учебников. Впоследствии библиотеки уездных училищ стали финансироваться из штатной суммы, отпускаемой государственным казначейством и составлявшей в середине XIX в. 42 руб. 85 коп. На содержание библиотеки гимназии, осуществлявшей руководство библиотеками всех светских училищ, ежегодно отпускалось 214 руб. 25 коп. Библиотека духовной семинарии получала штатную сумму в 114 руб. 20 коп. Приходские училища не финансировались государством и содержались за счет городских дум и благотворителей. Таким образом, размеры государственных денежных пособий определялись статусом учебного заведения. В отдельных случаях выделялись средства из экономических сумм учебных заведений, составлявших их “запасный капитал”. Одним из источников финансирования являлись также пожертвования. К примеру, в 1817 г. новый директор тамбовских училищ И. Менделеев организовал специальные сборы пожертвований в пользу библиотеки главного народного училища в целях создания базы для преобразования его в гимназию.

В силу своего статуса именно библиотеки гимназии и духовной семинарии обладали наиболее богатыми в количественном и качественном отношении фондами. Так, если в 1803 г. библиотека Тамбовского главного народного училища насчитывала лишь 24 названия книг, а в 1811 – 63, то к 1817 г. ее фонд увеличивается до 378 названий, к 1827 – до 443, а к 1834 г. – до 717 названий книг. В 1857 г. фонд гимназической библиотеки составил 1413 названий (4057 экз.) книг. Каталог библиотеки духовной семинарии в 1808 г. отражал 935 книг, а в 1835 г. библиотечный фонд вырос до 1522.Если библиотека гимназии в среднем пополнялась ежегодно 50 книгами, то степень обновляемости библиотек уездных училищ заметно ниже: 16–18 книг, а фактически, если не брать в расчет отдельные пожертвования, то не более десяти. Годами могли не пополняться крайне незначительные книжные собрания приходских училищ, насчитывавшие в 1856 г. от 2 книг в Темникове до 68 – в Кадоме. Не отличались от них и библиотеки духовных училищ. Книгообеспеченность в библиотеках гимназии и уездных училищ составляла в среднем 7–9 книг, в приходских училищах этот показатель был крайне низок и лишь в Кадоме достигал единицы.

Состав фондов библиотек определялся учебными программами. В семинарской библиотеке в силу специфики задач обучения наиболее укомплектованными являлись отделы теологии и философии, в светских учебных заведениях превалировали книги по словесности и истории. 43 % фонда семинарской библиотеки в начале XIX в. составляла литература на латинском языке, положенном в основу образования. Библиотеки выписывали большое количество периодических изданий: “Северную пчелу”, “Библиотеку для чтения”, “Современник”, “Северный архив”, “Московские ведомости”, “Христианское чтение” и др.

В целом комплектование школьных библиотек носило государственный характер. Их фонды постоянно подвергались ревизиям и проверкам, в ходе которых изымалась запрещенная литература.

Библиотеки светских учебных заведений долгое время были открыты исключительно для преподавателей, лишь в 1840 г. в гимназии, а одиннадцатью годами позже – в уездных училищах было разрешено чтение библиотечных книг учащимся. Число посторонних читателей было крайне невелико: от двух читателей в большинстве приходских училищ до 50 – в Кирсановском уездном училище (в 1856 г.). В семинарской библиотеке изначально не существовало ограничений в выдаче книг и преподавателям, и студентам. Согласно правилам, разработанным Санкт-Петербургским Академическим Правлением в 1854 г., воспитанники семинарии обслуживались 2–3 раза в неделю в определенные часы. Обязанности библиотекаря, включавшие оформление заказов на издания, ведение каталогов, обслуживание читателей, обеспечение сохранности фондов, возлагались в большинстве школьных библиотек на одного из учителей. Лишь в духовной семинарии имела место оплата труда библиотекаря, составлявшая в середине XIX в. 41 руб. 50 коп.

Таким образом, в конце XVIII – первой половине XIX вв. в Тамбовской губернии формируется сеть первых школьных библиотек, комплектование которых носило государственный характер, зависело от размеров финансирования и задач обучения. К середине XIX в. возрастает степень их доступности как для учащихся, так и для посторонних лиц, что позволяет рассматривать библиотеки учебных заведений как важную часть библиотечного дела Тамбовской губернии в целом.

Hosted by uCoz